Определение бюджета и составление сметы проекта важны не только для заказчика, но также и для дизайнера — если бюджет будет слишком низок, это может сделать невозможным реализацию требований и задач, поставленных заказчиком. Очень многие заказчики требуют небывалых эффектов и дизайнерских решений, предлагая за это очень маленькие деньги. Конечно, если нужны 3d модели мебели их можно купить на специализированных порталах или скачать с файлообменников, а если речь идет о полномасштабном проекте то тут нужен договор.
Чтобы не было взаимных претензий по окончании, необходимо уже в начале работы с заказчиком определиться, что и за какую цену может быть сделано. При этом необходимо сразу оговориться, что это очень плохо, когда создаваемый вами проект не приносит вам каких-либо более-менее приемлемых доходов.
Конечно, во время проведения рекламных акций либо ввиду каких-либо причин возможна реализация бесприбыльных проектов, когда прибыль исчисляется не денежным эквивалентом, а каким-либо иным образом. Однако подобные случаи следует относить к исключительным и стремиться к их упразднению из вашей дизайнерской практики.
Помимо отсутствия дохода, изначально бесприбыльный проект ставит вас в достаточно жесткие финансовые рамки, когда вы должны обеспечить реализацию проекта в рамках определенной суммы. При этом любое увеличение затратной части, как правило, воспринимается заказчиком очень негативно и влечет за собой продолжительные и нервные выяснения причин, послуживших поводом для этих увеличений.
Когда же в проект заложена определенная прибыль, в случае возникновения каких-либо внештатных ситуаций, вы можете компенсировать лишние траты из нее. Хотя это тоже не рекомендуется делать, однако зачастую этот прием позволяет избавиться от необходимости выяснения отношений с заказчиками, особенно если увеличение издержек произошло по вашей вине.
В зависимости от методики вашей работы и особенностей взаимодействия с заказчиком, вы должны решить, какие именно детали должны оговариваться в договоре и включаться или не включаться в смету.
Например, уже на первом этапе обсуждения бюджета вы должны представлять длину анимации, сложность модели и объектов, сложность материала, времени исполнения, необходимость проведения встречи — консультации с художниками и дополнительными специалистами, время на переезды, расходах на гостиницы, затраты на оборудование, исследования, дополнительные аппаратные средства (жесткие диски, мониторы, компьютеры и т. д.), программные приложения, затраты на голосовое сопровождение сцены и то, конечно же, сколько, по вашему мнению, времени потребуется на создание требуемого проекта (трехмерной сцены или анимации).
Клиент, например, может попросить изготовить 120-секундную анимацию в понедельник и ожидать результата уже к среде. В некоторых случаях это возможно, но, как правило, достаточно сложно.
Чтобы быть честным и грамотным в глазах своих заказчиков, вы должны как можно более объективно подходить к определению времени, которое потребуется на реализацию их проектов. При этом желательно закладывать на 10-15 процентов больше времени, чем вы запланировали на всякий случай (на случай возникновения неожиданных проблем типа компьютерных сбоев и тому подобное).